«… как змея оно укусит и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).

Василий Молчанов.

“Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница”

Иоанн Златоуст.

Возможно, что тема этой статьи – алкоголизм как греховная наклонность, покажется несвоевременной и давно утратившей актуальность на фоне таких злободневных проблем как наркомания, преступность, терроризм, суицид и т.п. Тем не менее, алкоголизм продолжает оставаться большой проблемой современного общества, проблемой старой набившей оскомину, но от этого не исчезнувшей. Напротив, можно утверждать, что именно та проблема становиться действительно серьезной, от которой устали – следовательно, не видят ей решения и находят выход в ее замалчивании и игнорировании.

Алкоголизм это болезнь. Ее физиологические причины это глубокая и серьезная перестройка обменных процессов в печени, где начинает вырабатываться большое количество алкоголь-расщепляющих ферментов, и образуются новые ферментные пути для расщепления алкоголя. Так образуются новые "алкогольные" рецепторы, которые требуют своего заполнения увеличенным количеством алкоголя, что может объяснять выраженное влечение к алкоголю и затем утрату количественного контроля.

Когда же человек начинает систематически употреблять алкогольные напитки, то выработка эндогенного алкоголя снижается, а при попытке перейти к трезвой жизни - человек обнаруживает, что ему "скучно", "жизнь не радует", иногда развивается депрессия, что является свидетельством начала душевного недуга называемого в христианской антропологии унынием.

Чтобы сформировалась психофизическая зависимость от алкоголя, в среднем необходимо 8 - 10 лет систематического употребления алкоголя. Если же имеется наследственная отягощенность - отец или мать страдали алкоголизмом, то алкоголизм у их ребенка разовьется примерно через 3 года после систематического приема спиртного.

При недавно сформированной алкогольной зависимости влечение к алкоголю может быть не осознанным, а на первое место страдающий этим недугом выдвигает различные поводы. Роберт Берне писал: «Для пьянства есть любые поводы: Поминки, праздники, встречи, проводы, Крестины, свадьба и развод, Мороз, охота. Новый год, Выздоровленье, новоселье, Успех, награда, новый чин, И просто - пьянство без причин».

При длительной хронической алкоголизации личность человека деформируется, изменяется. Медицина (психиатрия и наркология) выделяют несколько типов изменений. Для примера приведу только некоторые из них:

1).Изменение личности по апатическому типу, когда человек перестает чем-либо интересоваться, чему-либо радоваться, удивляться. "Ему ничего не надо", жизнь проходит стереотипно: работа - рюмка - дом. Ему никто не нужен, он ни о ком не заботится.

2). Изменение личности по эксплозивному (возбудимому) типу. Этот человек раздражается по самому ничтожному поводу, причем дает взрывчато-раздражительную реакцию с криком, киданием посуды. Часто бывает бит, если это происходит на улице.

3). Изменение личности по с интонному типу. Этот человек - само понимание, но понимание его навязчиво, он назойлив, быстро отзывается на все предложения, любит общаться с незнакомыми людьми в барах. Но его синтонность или "резонансность" поверхностная, не глубокая. Нет критики к своим действиям, сознания, что он часто в тягость своим общением.

Все эти типы мы можем наблюдать в жизни. Если прокомментировать их с точки христианского богословия и антропологии, то все эти изменения, так или иначе, являются духовными недугами, препятствующими спасению человека. В первом случае это «хладность к добрым делам», безразличие и леность – греховные наклонности свойственные примитивной личности живущей только потребностями тела. Второй тип более опасен, поскольку в него уже вовлечена более глубокая составляющая человеческой природы – его дух. Именно дух, пораженный самолюбием (читай гордостью и самооправданием) проявляет себя в крике и чрезмерной возбудимости. Третий случай, казалось бы, совершенно неопасен, но тут проявляется лицемерие – видимая заинтересованность, при отсутствии реальной заботы.

Вот как описано состояние алкогольной зависимости и его последствия в притче изреченной более чем за 700 лет до Рождества Христова, одна строка из которой вынесена в заглавие этой статьи. «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? – У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (настойки, коньяка). Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как ухаживается ровно: впоследствии, как змея оно укусит и ужалит, как аспид: глаза твои будут смотреть на чужих жён, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря, и как спящий наверху мачты, и скажешь: “Били меня – мне не было больно, толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же» Притч. 23:29-35.

Однако болезнь на этом не останавливается.

Алкоголизм – это прогредиентное (прогрессирующее) заболевание, заболевание многостороннее, но, прежде всего, духовное, отражающееся на личности и препятствующее человеку вести полноценную жизнь, как в обществе, так и в своем внутреннем мире. О том, что это болезнь духовного характера, свидетельствуют описания поведения больных алкоголизмом, которое можно найти в медицинской литературе, описания, не нуждающиеся в особом комментарии.

Вот некоторые из них. В развернутой 2-й стадии типичного алкоголизма появляются заметные изменения характера больного. Больные алкоголизмом становятся лживыми, мелочно придирчивыми, эгоистичными, черствыми, грубыми, а иногда и жестокими, не заботятся о семье, игнорируют интересы детей. Все прежние интересы и привязанности угасают. Но перед людьми, от которых зависит выпивка, они заискивают. Они легко на словах раскаиваются, дают клятвенные обещания бросить пить, но без всяких угрызений совести эти обещания нарушают, как только представится возможность выпить, находя этому множество оправдательных объяснений.

Проявления их эмоций становятся утрированными: они бурно выражают радость, горе, сопереживание и сочувствие (на словах), легко умиляются и плачут. Из-за этого им снова верят, хотя они уже много раз нарушали свои обещания, и нет никаких оснований им доверять. Но они так искренне обещают, бьют себя в грудь, становятся на колени, плача и вымаливая прощение, то вновь убеждают окружающих в своих добрых намерениях - явную ложь они говорят с подкупающей искренностью. Чаще всего они излишне откровенны в беседе с малознакомым человеком и в любой обстановке ведут себя непринужденно. Некоторые больные становятся апатичными, ко всему безразличными и оживляются лишь при предстоящей выпивке.

Еще больше заостряются черты характера. То, что раньше проявлялось лишь в состоянии опьянения, теперь проявляется и в трезвом виде. Замкнутые люди становятся еще более угрюмыми, легковозбудимые люди становятся совершенно невыносимыми, по малейшему поводу набрасываются с кулаками на своих близких или собутыльников, «терроризируют» свою семью.

Пытаясь разжалобить врача или любого другого собеседника, алкоголик может рассказать множество душещипательных историй, как его постоянно обижают все вокруг, как это его огорчает, и он "с горя" должен выпить, "чтобы успокоиться". При этом будет по-прежнему упорно твердить, что пьет как все, или скажет: "Выпиваю, а не пью". Будет настаивать, что может сам бросить пить.

Алкоголик стремится преувеличить свою социальную значимость, свои бывшие успехи. С этим связано известное бахвальство больных алкоголизмом – своеобразная психологическая защита «алкогольной личности».

Продолжение следует...

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('