«… как змея оно укусит и ужалит, как аспид» (Притч. 23:29-35).(Продолжение.)

Василий Молчанов.

Страдающий алкоголизмом человек, особенно если это заболевание у него приобрело тяжелую форму, мало приятен в общении и чаще всего круг его друзей сужается до минимума. Оправдывая свое положение, больные алкоголизмом говорят примерно одно и то же: виноваты все вокруг, кроме него самого, все плохие и наговаривают на него, он же несчастный и никем не оцененный человек.

Еще одним малоприятным проявлением алкогольного снижения личности является так называемый алкогольный юмор – «плоский», с использованием шаблонных, избитых выражений, стремлением шутить по любому поводу, даже о несмешных вещах, рассказывать старые анекдоты, бесконечно повторять рассказы о своих "подвигах". У окружающих такой юмор вызывает недоумение и раздражение.

Изменения затрагивают не только тело, но и в душу человека (его сознание и психику) и об этом свидетельствуют специалисты. Так Г.П. Колупаев, Л.Л. Галин пишут, что больным мерещатся звери, насекомые, бесы, разбойники и т.п. Слышатся шум, музыка, стрельба, поэтому они часто обороняются, бегут, выпрыгивают из окна. Как сообщает В. И. Бегунов, его больные в состоянии классической белой горячки слышали голоса с высказываниями оскорбительного характера и неприятного содержания, касающимися нередко интимных сторон жизни. При нетипичном делирии больные испытывали тягостные ощущения в теле. «Змея мягкими зубами прогрызла позвоночник» и «вылизала мозг», «пальцами прочищали клапаны сердца», «вытягивали мозг, нервы, мышцы», «ноги вытягивали до невероятно больших размеров», «расширяли грудную клетку», «раздували живот».

Подобные случаи описаны и в православной религиозной литературе, но только уже с ясным пониманием причины такого поведения больных - недаром святые отцы называют пьяниц жилищем бесов и плачем Ангелов.

Об алкоголизме можно писать много – это недуг не одного поколения и не одной страны, хотя в России он рассматривается как старая (но не добрая) традиция, существующая не один век. Гораздо интересней узнать, как преодолеть этот недуг.

Современная медицина предлагает множество способов. При использовании некоторых из них больной даже может не знать что его «лечат». Это могут быть препараты различными способами вводимые в организм больного и вызывающие у него отвращение к спиртному. Однако чаще всего отвращение (реакция на алкоголь) носит временный характер и при сильном желании, а оно у страдающего алкоголизмом зачастую непреодолимое, больной его пересилит и продолжит пить, не смотря на тяжелые последствия для здоровья – с этими проблемами разбираться придется врачам и родственникам.

Иной способ лечения – кодирование. Самое распространенное кодирование по методу Довженко. Суть метода Довженко заключается в психологическом и гипнотическом воздействии на человека с внушением ему определённого срока трезвости. Помогает тем, кто верит в данный метод и хорошо внушаем. Но вот что пишет о психокодировании по методу Довженко ленинградский врач психиатр и нарколог Василий Валентинович Дошлыгин (1). «Если сравнить внешние проявления алкоголизма с видимой частью айсберга, то психокодирование направлено на полное потопление этого айсберга. Проблема как бы уходит вглубь: у человека пропадает влечение к спиртному, но в результате возникает внутреннее напряжение, которое не имеет предназначения. Как пример, приведу случай из практики. Женщина, муж которой 8 лет назад прошел лечение по методу Довженко, придя за консультацией, сетовала на то, что супруг стал злым, скаредным, агрессивным. «Уж лучше бы он пил…» - горько констатировала посетительница».

Помимо этого метода существует еще КВЧ-кодирование (крайневысокочастотный диапазон излучения - 30 ...3000 ГГц). Сейчас появилось множество центров использующих для физиотерапии аппараты "Хроно-КВЧ", "Новь" и "Хроно-ДМВ" оказывающих по существу энергоинформационное воздействие и показавших высокую эффективность. Но и тут есть сложности. Доктор технических наук, профессор Б. Н. Родионов пишет: «Существо проблемы обеспечения энергоинформационной безопасности заключается в необходимости защиты человека от многочисленных негативных явлений и процессов природного, антропогенного и техногенного характера, которые современная наука достоверно объяснить пока не может». Из этих слов можно сделать вывод что адекватно энергоинформационные явления наукой не описаны и строгой системы даже в их изучений пока нет. Почему же энергоинформационные методы используются в лечении больных? Кроме этого, например, при лечении ишемической болезни сердца энергоинформационными физиотерапевтическими методами состояние 10% больных ухудшилось (2).

Способов лечения множество и к ним можно и нужно прибегать – пусть это принесет хоть временное, но улучшение. Что же касается полного исцеления, то оно тоже возможно, но при гораздо больших усилиях, причем не только ( и не столько) усилий близких больного (они могут заставить его пройти курс лечения, но последствия их не всегда обрадуют, о чем свидетельствуют слова В.В. Дошлыгина), но его самого.

Важно понять, что алкоголизм это без сомнения болезнь, но в то же время, с точки зрения религиозной антропологии, алкоголизм – это страсть, от которой ни один человек не способен избавиться безболезненно, не изменив ничего в своей душе и сознании. Что такое страсть? Страсть – это злокачественный недуг души, пагубный навык, образующийся при многократном исполнении каких-либо порочных влечений, которые становятся потребностью человека, входят в его привычку, влияют на его образ жизни, властвуют над ним – вся дальнейшая жизнь человека строится в зависимости от данного пристрастия. «Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом... но порочная воля производит пьянство» (Иоанн Златоуст) и, следовательно, необходимо вначале изменить свою волю – отказаться от самооправдания, признать свою страсть и свое бессилие перед ней и попросить помощи. В этом случае помощь медицины окажется намного эффективней, поскольку больной сам будет искать исцеления. Но именно это самое сложное.

В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание – гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью – своевольные люди. Это мнение основано не на догадке, а на твердом доказательстве и исследовании. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.

В то же время своеволие часто сопровождается мучительными сомнениями, бездеятельностью в повседневной жизни, в обычных делах, которые слишком банальны, чтобы ими заниматься. Своевольный обычно имеет очень ограниченное количество близких людей, т. к. люди отчуждаются от него. Единственные, с кем он находит легко контакт, - это подобострастные ему люди, такие же, как он, алкоголики. Своевольный может вынужденно, подчиняясь обстоятельствам, следовать обычному ходу жизни, может даже подчиниться на время чьей-то воле, но внутренне никогда с этим не соглашается и как только появляется возможность (у пьющего это чаще всего происходит в алкогольном опьянении), ведет себя по-своему (3).

Подводя итог вышесказанному можно утверждать два момента необходимых для преодоления алкогольной зависимости. В первую очередь это желание самого страждущего бросить пить и готовность вести трезвую жизнь, причем не какой-то ограниченный срок (год, два, пять лет- это все пустые отговорки, не дающие необходимого эффекта), а постоянно. Во вторых для этого необходимо отказаться от своеволия и попросить помощи ничего не скрывая и не тая от врачей и близких.

Что же касается истинных христиан страждущих этим недугом, то для них решающими могут стать эти слова апостола Павла: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).


1. http://lodeinoepole.korpunkt.ru. «Лодейное поле» № 41 от 15.10.2003.

2. «Энергоинформационное воздействие низкоэнергетических электромагнитных излучений на биологические объекты» Родионов Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор. Академик Академии военных наук (АВН), Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, Международной академии энергоинформационных наук (МАЭН).

3. Сибирская Православная газета. №3 2005 год. Надежда Федоровна Паренко, психолог. Spiritus Contra spiritum (Дух против спирта).

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('