«Страсти Христовы».Размышления после просмотра фильма.

Настоятель храма св. прп. Серафима Саровского иерей Алексей Ермаков.

Первый раз о фильме «Страсти Христовы» я узнал из телевизионных передач. Сообщалось, что этот фильм вызвал скандал на Западе, причем об этом говорилось по нескольким телевизионным каналам, включая «Евроньюс». Вообще фильм вызвал в мире огромный ажиотаж и разноречивые мнения.

Было видно, что это хорошо спланированная PR – акция. Так как фильм «Страсти Христовы» имеет религиозную тематику, то мне естественно захотелось посмотреть его.

Мне удалось достать кассету с фильмом (на момент покупки кассеты фильм еще не вышел в прокат в России), почему - то под названием «Страсти по Христу». Качество записи оставляет желать лучшего, но гораздо важнее, что русский перевод сделан почти дословно с английских титров.

Но обо всем по порядку: фильм снят очень реалистично. Съемки происходили в итальянских городах: Матера и Крако, сооружения и окрестности которых очень походят на те среди которых жил Христос. Фильм повествует о последних двенадцати часах жизни Христа – от Гефсиманского сада до распятия. Говорят в фильме на латыни и арамейском языке. Тот кто переводил английские титры для «Страсти по Христу», очевидно ни когда не читал Евангелие, например слова Христа: «да минует Меня чаша сия» (Мф.26.39) переведены, как «да сгинет эта чаша». Очень надеюсь, что в российском прокате перевод будет соответствовать евангельскому тексту.

Видно, что соавтор и режиссер фильма Мэл Гибсон хорошо знает Священное Писание. В самом начале фильма Христос подвергается искушению сатаны. Сам сатана изображен очень хорошо этакий гермафродит, бесполое существо – не мужчина, не женщина. Сыграла сатану выбритая на лысо Розалинда Челентано, родная дочь Адриано Челентано, внешне очень похожая на своего папу. Искушения в виде змеи подползают к Христу. И Он убивает змею наступив ей на голову. Во – первых здесь изображено сбывшееся пророчество о Спасителе, сказанное змею (сатане) Богом при изгнании из рая Адама и Евы: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт.3.15). Во – вторых эту сцену можно истолковать и так: Христос противостоит порочной поп – культуре к которой относится Адриано Челентано, да и сам Гибсон то же.

Честно говоря приступая к просмотру фильма я боялся, что увижу в фильме не адекватную трактовку евангельских событий в духе «Мастер и Маргарита» Булгакова. С другой стороны я опасался искажения событий внесенных западной политкорректностью, поскольку уже знал, что «прогрессивная общественность» заставила Гибсона вырезать из фильма евангельский текст: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27.25).

Чего я не ожидал так это того, что на Западе может быть такое глубокое понимание основ веры. Страсти Христа, Его Крестная Жертва, Его страдания за нас, жестокость римлян, предательство Иуды, слезы Девы Марии – все эти реалии первохристианских времен показаны в фильме.

Для человека верующего или идущего к вере картина может стать большим подспорьем в восприятии евангельских событий и самих основ нашей веры. Правильное, не искаженное донесение смысла Евангелия до современного человека может быть осуществлено любыми доступными видами искусства – иконопись, литература или как в данном случае кинематография. Как следствие этого в фильме использованы различные киноспецэффекты, чтобы наиболее полно выразить то, что написано в Евангелии. Например, мне понравилось, как в виде мерзких, злобных детей показаны помыслы одолевавшие Иуду после предательства. Помыслы, которые не дали ему подумать о раскаянии и исправлении, а затянули в петлю. В том же сюжете перед тем как повеситься Иуда увидел дохлую, полуразложившуюся овцу, по которой ползают зеленые мухи и очевидно увидел себя в ней. Об этом не написано в Евангелии, но с помощью этого художественного приема нам показано, что творилось у Иуды в душе. И таких примеров несколько. В евангелии не сказано о вороне, который выклевал глаза у разбойника, хулившего Христа. Наверное это взято из какого то католического предания.

Но суть излагаемых событий от этих «вставок» не изменяется. Как не ухудшается фильм от несколько продленной темы Понтия Пилата и его жены. Из Евангелия известно, что жена прокуратора Иудеи заступалась перед мужем за Христа. Из Священного Предания мы знаем, что жена Пилата стала христианкой и приняла мученическую смерть.

Из 127 минут длительности фильма большую часть занимает изображение страданий и мучений Христа. Когда римские воины истязают Спасителя субтитров нет, потому что и так понятен смысл их издевательских реплик, а перевод только отвлек бы наше внимание от главного. Сцены без перевода, наверное самые сильные, так как смысл их и так виден, перевод излишен.

Теперь немного цифр. На съемки фильма было затрачено 26 миллионов долларов (по другим данным 25) личных денег Гибсона – личных потому что в Голливуде никто не дал денег на этот фильм. По результатам просмотра на 24 марта сборы «Страстей Христовых» только в США превысили 300 миллионов долларов. Сборы в 19 других странах, за пределами США составляют 32, 3 миллиона долларов. «Страсти Христовы» сейчас занимают 18-е место в списке сборов в США за все времена и уже являются самым кассовым фильмом с рейтингом R (лицам моложе 17 лет просмотр рекомендуется только с родителями).

О чем говорят эти цифры? А говорят они о том, что на просмотр «Страстей Христовых» устремились люди всех возрастов и национальностей. Понятно чем интересен фильм для христиан. Для неверующих, я думаю, вызывает интерес евангельский сюжет, который на протяжении двух тысячелетий вдохновлял художников, поэтов, литераторов, а теперь и кинематографистов. Обе эти категории людей, верующие и не верующие, составляют практически все население земли. И как это ни парадоксально люди идут на фильм зная его сюжет и финал. Это то же говорит о многом.

Из за «Страстей Христовых» образовалось два лагеря с очень интересным составом. С критикой фильма выступили представители двух влиятельных в США еврейских организаций – Антидиффамационной лиги и Центра Шимона Визентля, утверждая, что фильм может вызвать вспышку антисемитизма. К этим обвинениям присоединилась Американская конференция католических епископов. Она напомнила, что семья Гибсона принадлежит к приверженцам «ультраконсервативного течения в католицизме», которые отказываются признать главенство Ватикана (читай папы) и выступают против решений Второго Ватиканского собора 1965 года, официально освободившего евреев от обвинений в убийстве Христа. Сторонники Гибсона так же есть как среди христиан, так и среди иудеев. Известный канадский кинокритик, он же бывший глава ортодоксальной еврейской общины Сиэтла, Майк Медвед, сказал о картине Гибсона, как о «лишенной и тени антисемитизма» и что «Страсти» - лучшая адаптация Библии в истории Голливуда». Его поддержал другой видный еврей – писатель Дэвид Горовиц. Председатель Национальной евангелической ассоциации США Тим Хаггард охарактеризовал этот фильм, как «наиболее аутентичную из всех трактовок Евангелия». Наконец, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Марк сказал: «Многие наши соотечественники погруженные в материальную стихию, боятся думать о смысле жизни и о смерти, а фильм как раз ставит эти основополагающие вопросы».

Мое мнение, что в данной ситуации не надо искать врагов внешних. В первую очередь надо посмотреть внутрь себя, в свое сердце и осознать, что нашим главным врагом являются наши грехи, через которые мы становимся рядом с теми кто распял Христа.

Можно сделать вывод, что сколько бы ни пытались представить современное общество как атеистическое, безбожное, постхристианское, в действительности же для многих миллионов людей христианство является живой верой. Это видно из того сколько людей пожелало посмотреть фильм Гибсона. Оказывается, то каким общество хотят представить и каким оно есть на самом деле – абсолютно разные вещи.

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('