Церковные праздники и посты в июне.

Яков Вем.

В минувшее воскресенье 19 июня Православная Церковь во всем мире отмечала праздник Пятидесятницы, больше известный как день Святой Троицы.

Праздник этот имеет ветхозаветные корни. Он был установлен Моисеем во время исхода евреев из Египта в честь дарования избранному народу Божественного законодательства на горе Синай (большинству из нас это законодательство известно под именем Десяти заповедей – Декалога) в пятидесятый день после начала Исхода.

Как в иудейской так и в Христианской традиции этот праздник тесно связан с праздником Пасхи не только временными рамками в 50 дней, но и внутренним религиозным смыслом.

Как написано в Ветхом Завете, евреи, освободившись от египетского владычества, получили закон, благодаря которому смогли осознать себя как нацию и выделить из окружающего политеистического мира. Этот закон на многие века определил жизнь иудеев и оказал огромное влияние на мировую историю, проявив себя во многих сферах культуры и науки.

Христианский праздник имеет не меньшее значение.

Согласно книге Деяний Апостолов (2:1-12), в день Пятидесятницы на апостолов впервые сошел Святой Дух, что явилось для учеников Иисуса знаком исполнения библейского пророчества и наступления новой мессианской эры. Подобно тому, как иудейская Пятидесятница представляет собой праздник освобождения от рабства и обретения самостоятельности, так и христианская Пятидесятница является кульминацией евангельских событий, и началом нового периода мировой истории, поскольку в этот день Иисус Христос ниспослал Святого Духа на Своих последователей и тем самым основал Церковь. Так же как дарование Закона на горе Синай положило начало иудейской религии, так дарованием Святого Духа началось распространение христианской Церкви «до края земли» (Деян. 1:8). С этого дня началась проповедь христианской веры, а первым проповедником из апостолов стал как об этом написано в книге Деяний Апостольских апостол Петр обратившийся к собравшимся в Иерусалиме со словами: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

Второе свое название - День Святой Троицы - праздник получил, поскольку согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов в мире открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога, и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа - в спасении человека.

Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) Церковь приняла догмат о Троице.

У христиан сохранилась и ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами (Лев. 23:10-17). Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврийскую дубраву, где по библейскому преданию патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников, и именно это событие изображено на иконе Св. Троицы (Быт. 18:1-16).

Будучи великим праздником, Пятидесятница отмечается в течение семи дней. Восточная Церковь в понедельник после Пятидесятницы празднует День Святого Духа (20 июня). В этот день совершается особое богослужение, во время которого Святой Дух прославляется как Третье Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы. Торжества оканчиваются в субботу (25 июня), когда совершается отдание праздника Пятидесятницы.

Так же неразрывно с праздником Пятидесятницы в христианском календаре связан Апостольский или Петровский пост, который начинается ежегодно в понедельник, через неделю после праздника Пятидесятницы и продолжается до 12 июля, когда совершается память святых апостолов Петра и Павла.. Пост этот установлен в память святых Апостолов и первых христиан и именно отсюда берет начало его название.

В чем смысл этого поста и других церковных постов? Посты установлены чаще всего еще в древней христианской Церкви по примеру Господа Иисуса Христа, постившегося сорок дней после своего крещения, и в соответствие с Его заповедью о посте. Цель их заключается в том, чтобы укрепить в сознании верующих ту мысль, что наша душа должна господствовать над чувственным, тленным телом, которое само по себе не является злом, поскольку сотворено Богом, но в силу грехопадения более склонно к греху и уязвимо для искушений. Следование установленному посту, а не изобретением собственного, есть акт добровольного принятия руководства Церкви и проявление соборности – внутреннего духовного единства всех христиан.

Практика соблюдения постов уходит в далекое прошлое, упоминания о них, помимо уже приведенных, можно обнаружить в Священном Писании - как в Ветхом так и в Новом Завете. По мере того как распространялось Христианство, уточнялись мера и строгость многодневных и однодневных постов, особенно в среду и пятницу, что нашло отражение в церковном уставе или Типиконе. Устав получил развитие еще на Востоке с апостольских времен, когда духовная жизнь подвижников была особенно высока, но окончательно Типикон оформился лишь к XVI веку. В России он был напечатан в 1610 г. под названием "Око церковное" и переиздавался вплоть до настоящего времени.

Пост, прежде всего, относится к пище: именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. По мере того как мы ограничиваем и контролируем эту связь, открывается больший простор для духа. Но пост нельзя сводить только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, - говорит св. Иоанн Златоуст, - тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами... Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»

Через пост человек стремится уподобиться своему Создателю, подавляя в себе чувственность и плотские страсти: объедение, гордость, самолюбие, зависть, празднословие. Он действует как средство укрепления христианина в духовных подвигах, чтобы осуществить в жизни главные заповеди о любви к Богу и к ближнему, и тем легче достичь спасение своей души. Вредным же пост может быть только для того человека, чья душа гордится, проникаясь чувством своего превосходства.

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('