ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

Василий Молчанов по материалам Церковного устава и православных Интернет ресурсов.

В кругу церковной жизни особое время отведено Великому посту, который начался в этом году 6 марта.

Период Великого Поста и Пасхи очень светел, красив и трогателен по своему духовному содержанию. Дни эти начинаются Прощеным Воскресеньем, когда верующие просят у всех прощенье и всех прощают. Это время полно молитв, служб, духовных и телесных подвигов, а итогом его является торжество «Воскресения Христова» - Пасха. Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество веры.

Традиция совершать этот пост возникла в первые века христианства и в действительности под названием Великого поста объединяются два - это пост Святой Четыредесятницы и постные дни Страстной седмицы предшествующие Пасхе.

Основной причиной по которой христиане всего мира налагают на себя пост и другие ограничения в эти дни является желание верующих во всем следовать примеру Христа, Который постился сорок дней вскоре после Своего крещения удалившись в пустыню (Мф. 4, 2). Таким же примером служат и Ветхо Заветные праведники Моисей ( Исх. 34, 28) и Илия(3 Цар. 19, 8).

Длительность поста в сорок дней была установлена в древности, именно отсюда происходит и Церковное название «Четыредесятница» часто встречающееся в древних письменных памятниках. Изначально в I-II веке было два дня поста пред Пасхой - четверг и пятница - зачаток будущей Страстной седмицы, затем к этим дням стал присоединяться сорокадневный пост.

Великий пост является самым строгим из всех церковных постов. Древние христиане воздерживались даже от вкушения воды до третьего часа дня и в пищу употребляли только хлеб и овощи. Как и сегодня запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.

Самый строгий пост Православная Церковь предписывает хранить в первую и последнюю (Страстную) недели. В понедельник и вторник первой седмицы(недели) внушается соблюдать высшую степень поста: "Вовсе ясти не подобает".

В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, «сухоядение» – принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.

О нарушении предписаний поста церковные каноны и устав говорят очень сурово. Так 56 правило VI Вселенского собора(630 г.) повелевает тех, кто нарушает пост отлучать от Причастия и лишать священного сана.

Однако суровость правил не мешает Церкви проявлять любовь и милосердие к нуждающимся действуя в духе любви и милосердия Божия. Например, Православная Церковь не возлагает правил поста во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не запрещает им участвовать в таинствах и праздновании Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны в Святую Четыредесятницу творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.

Вот что пишет по этому поводу епископ Илларион (Алфеев). «Что же такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост – это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи… Но все это – лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, – например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь». («О Посте». Епископ Илларион (Алфеев)).

Не менее важно и отличие Великопостных Богослужений в храме от служб повседневных. Богослужение первой недели отличается особенной продолжительностью. Вечером в первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверий читается канон Св. Андрея Критского в котором все верующие с покаянием обращаются к Богу. В пятницу первой недели после Литургии происходит освящение "колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память св. великомученика Феодора Тирона, который в 362 году предупредил христиан г. Антиохии о тайном распоряжении императора Юлиана, окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Антиохийский епископ Евдоксий узнав об этом, повелел христианам в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста совершается чин «торжества православия», установленный при царице Феодоре в 842 году в честь победы над ересью иконоборчества и восстановления почитания икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебен на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Затем читает Символ веры и произносится анафема, т. е., объявляется об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры. Так же произносятся молитвы о «вечной памяти» всем скончавшимся защитникам веры православной, и о долгоденствии живущим.

Нельзя не упомянуть и еще один момент Богослужения, а вернее молитву свойственную именно этим дням - покаянную молитву святого Ефрема Сирина. Во время Великого Поста она читается и в церкви и дома и выражает то душевное настроение и мысли, которые должен сохранять в эти дни каждый христианин. Найти эту молитву можно в любом Православном молитвослове.

Обсудить на Форуме

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('