1 марта в Публичной Библиотеке Новоуральского Городского округа открылась выставка посвященная Дню Православной письменности "Мудрость обретаемая от словес книжных". По доброй многолетней традиции это мероприятие Библиотека проводит совместно с Приходом во имя прп. Серафима Саровского. В этом году экспозиция не ограничилась старинными книгами 18-19 веков, которые имеются в фондах библиотеки, прихода и частных собраниях жителей Новоуральска, но включила в себя и современную Православную книгу.

Представила выставку Заведующая отделом искусств библиотеки Ольга Александровна Морозова. Она рассказала о традициях Православной книги, как в допечатный период, так и после открытия первой московской типографии диаконом Иваном Федоровым.

К середине XVI в. сложились условия для возникновения книгопечатания в столице русского государства. В древней Руси книги распространялись посредством переписывания. В стране, пределы которой в XVI в. значительно расширились, требовалось много новых певческих книг, богослужебных Апостолов, Евангелий, четьих сборников. Нужны были новые, более продуктивные формы книжного производства. Другим основанием к открытию в Москве печатного дела были ошибки в рукописных книгах. Об этом говорилось на Стоглавом Соборе 1551 г. На соборных заседаниях 1553 и 1554 гг., рассматривавших дела о ереси Матфея Башкина и сомнениях дьяка Ивана Висковатого о русской иконописи XVI в., встал вопрос об издании выверенных книг, ибо еретики часто ссылались на испорченные книги, и в частности на Апостол.

В конце 50-х годов XVI века, посоветовавшись со святителем Макарием, митрополитом Московским, Иван IV решает основать большую государственную печатную мастерскую. Здание для нее было возведено неподалеку от Кремля. Печатный двор был сооружен на средства самого царя, который "нещадно даяше от своих царских сокровищ", заботился о спокойствии первопечатников и обеспечил их материальное положение. Во главе печатной мастерской поставили Ивана Федорова - самого способного и талантливого мастера первой типографии.

Первой датированной русской печатной книгой стал "Апостол", работа над которым была завершена 1 марта 1564 г. Московский "Апостол" - самое известное из 12 изданий, выпущенных в свет Иваном Федоровым. Готовя книгу к изданию, Иван Федоров под руководством святителя Макария провел большую текстологическую и редакторскую работу. "Апостол" 1564 г. - во многих отношениях замечательная книга. Прекрасно читается шрифт, рисунок которого восходит к московским полууставным почеркам первой половины XVI в. Тексту предпослан гравированный фронтиспис -изображение святого апостола и евангелиста Луки, одного из авторов и героев книги. В технике ксилографии выполнены 48 заставок и 22 инициала, которые характеризуются высоким художественным мастерством. Книга богато и со вкусом орнаментирована. Напечатан "Апостол" значительным для того времени тиражом. Судим об этом, мы можем по большому количеству экземпляров (свыше 60), дошедших до наших дней.

В разгар Опричнины Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу, однако в 1587 вернулся в Москву на Никольскую улицу. В 1620 году была выстроена двухэтажная каменная палата, куда перевезли семь типографских станков и переехали 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля.

При Алексее Михайловиче рядом с Печатным двором были устроены Приказ книгопечатания, Правильная палата и библиотека. В основу последней легли многочисленные греческие рукописи, привезённые из Афона для патриарха Никона. Постройки Печатного двора в течение XVII века обновлялись, к концу века штат Печатного двора составлял 165 человек.

В целом, с 1564 по 1711 год тут было отпечатано около 700 изданий книг, среди которых были так называемые «четьи» книги, полемические сочинения, переводы, учебная литература. Именно при московском Печатном дворе сложился стиль русских кириллических изданий.

В начале XVIII века Печатный двор сначала передали в ведение Духовной коллегии, а в 1721 году он был подчинён Святейшему Синоду, а типография преобразована в Синодальную. Незадолго до реформы, в 1703—1711 годах, на Печатном дворе печаталась первая русская газета «Ведомости».

В конце XVIII — начале XIX веков корпуса по Никольской улице были разобраны и на их месте возведено в 1811—1815 годах монументальное здание Синодальной типографии по проекту архитекторов А. Н. Бакарева и И. Л. Мироновского. Её постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай-города, не раз достраивались или переделывались в «русском стиле».

В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения.

В наши дни Православная книга переживает новое рождение. Без сомнения, формат ее претерпевает значительное изменение – появляется литература для детей и подростков не строго поучительного характера, но раскрывающая христианские истины в виде интересных и увлекательных историй.

В библиотеке есть небольшой раздел Православной книги, созданный при участии Свято-Серафимовского прихода и, чтобы читатели лучше могли в нем сориентироваться, сотрудники составили буклет «10 книг о Православии» в котором кратко рассказали о трудах современных авторов: архимандрита Тихона (Шевкунова), Юлии Вознесенской, Владимир Чугунова и других. Приглашаем всех интересующихся посетить выставку и познакомиться с историей Православной книги и ее современной жизнью.

Обсудить.

Назад

 

Counter CO.KZ
'; exit(); } if ($_SERVER['REQUEST_URI'] == '/') { $out = ''.$sl; } else { if (!ereg('